Библиотека материалов

Виды певческих голосов

Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь. В отличие от речи, звуки голоса певческого имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Пользоваться голосом певческим человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Различают голос певческий. бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»).


Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества  голоса певческого., как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата могут быть развиты в процессе постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.

 

Определяющие качества   голоса певческого - красота тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.


Важное качество  голоса певческого - его сила. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения. Голос от природы имеет  регистры . Под регистром понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым физиологическим механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному.


В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и фальцетный в верхней. Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний. Фальцетный слаб и беден по тембру. В женском голосе различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.


Профессиональный  голос должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания, так называемого микста. Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов:


Женские голоса :

  •          сопрано 
  •          меццо – сопрано 
  •          контральто 

Мужские голоса :

    •          тенор 
    •          баритон
    •          бас
    •          дискант

 

Женские голоса подразделяются на : 


Колоратурное  сопрано - самый  высокий  женский  голос. (диапазон : до первой октавы - фа третьей  октавы.) Голос  очень  хрупкий,  изящный    с   беспредельным  серебряным  верхним   регистром. Легкость  позволяет  исполнять  сложнейшие   рулады ,  широкие  скачки,   изящные   мелизмы и невероятно  бравурные  пассажи. Оперные   партии: Царица   ночи ( Волшебная  флейта),  Кукла (  Сказки   Гофмана), Снегурочка ( Снегурочка).


Лирическое сопрано - (диапазон: до первой октавы - до, рэ третьей октавы.)Голос   кантиленный , мягкий , ярко  звучит   на   всем   диапазоне. (Оперные  партии  : Виолетта  (Травиата), Иоланта  (Иоланта), Маргарита (Фауст). 


Лирико - драматическое  сопрано - более объемный ,очень  выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто. Оперные партии : Татьяна (Евгений Онегин.) Норма (Норма), Аида (Аида).


Драматическое сопрано - сильный , объемный,  ярко тембральный голос. Это дает ему возможность петь всю  партию на сильном эмоциональном накале. Оперные партии: Тоска (Тоска) ,Абигаиль ( Набукко ), Турандот  (Турандот).


Меццо - сопрано  - средний голос между сопрано и контральто.


Лирическое меццо - сопрано  - светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано. (диапазон:  ля малой октавы -  ля, си второй октавы ). Оперные партии: (Амнерис (Аида), Эболи (Дон Карлос), Ганна (Майская ночь), Весна (Снегурочка)


Центральное  меццо-сопрано - крупный, плотный ,сильный голос. Оперные партии: Любаша (Царская невеста), Марфа (Хованщина), Азучена (Трубадур), Кармен (Кармен).


Колоратурное меццо-сопрано -очень редкий голос наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи ,фиоритуры  и  рулады. Оперные партии: Изабелла (Итальянка в Алжире), Розина (Севильский Цирюльник), Золушка (Золушка).


Контральто -  самый низкий женский голос. Бархатный с шикарными грудными нотами. Оперные партии: Ратмир (Руслан и Людмила), Кончаковна (Князь Игорь), Ольга (Евгений Онегин), Ульрика (Бал маскарад).



Мужские голоса подразделяются на :


Лирический тенор  - серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами голос  (диапазон : от до первой - си, до третьей). Оперные партии: Ленский (Евгений   Онегин), Левко (Майская ночь), Линдоро (Итальянка в Алжире) Граф Альмавива (Севильский Цирюльник). Лирико-драматический тенор  -  более спинтовый и плотный голос. Оперные партии: Альфред (Травиата), Герцог (Риголетто), Владимир Игоревич (Князь Игорь).


Драматический тенор  - объемный, яркий,  голос с металлом, по природе очень сильный.

Оперные партии: Герман (Пиковая Дама), Манрико (Трубадур),  Туриду (Сельская честь), Калаф (Турандот).


Контр - тенор   -  голос, звучащий в тесситуре меццо-сопрано.  Поет развитым фальцетом. Применяется в старинной, барочной музыке. (Гендель, Бах, Каччини, Монтеверди).


Лирический баритон  - высокий, яркий, подвижный голос. (диапазон: ля большой -ля первой октавы). Оперные партии: Фигаро (Севильский цирюльник), Дон Жуан( Дон Жуан), Дон Паскуале (Дон Паскуале), Валентин (фауст), Елецкий (Пиковая Дама).


Драматический баритон - бархатный, объемный, сильный по всему диапазону голос.  Оперные партии: Амонасро (Аида), Яго (Отелло), Дагон (Самсон и Далила).


Бас - самый низкий мужской голос. (диапазон : до большой октавы -ре, ми первой октавы).


Высокий бас   -  обычно характерный, подвижный ,комический. Оперные партии: Дон Базилио (Севильский цирюльник), Лепорелло (Дон Жуан), Малатеста (Дон Паскуале), Мустафа (Итальянка в Алжире).


Центральный бас  -  крупный, яркий, очень сочный голос, богатейший грудной  регистр. Оперные партии: Борис Годунов (Борис Годунов), Мельник (Русалка), Филипп (Дон Карлос), Рене (Иоланта), Кончак   ( Князь Игорь).


Бас-профундо  -   очень низкий, грудной, объёмнейший голос. Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке.


Дискант - голос мальчиков. Дисканты разделяются на низкие, средние и высокие по вокальным партиям.